среда, 6 апреля 2016 г.

Когда закончен конкурс...


Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»

 Фридрих Ницше 

 Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный;

 путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый путь. 

Конфуций


Приглашаю читателей своего блога к совместному и конструктивному (а не эмоциональному!) диалогу "Когда закончен конкурс..." 
Осмысление. Осмысление как функция разума дает возможность осознать, как жить правильно, что делать можно, а что категорически нельзя, оно дает человеку доступ к пониманию «что такое хорошо и что такое плохо». Я не боюсь критики, она необходима для понимания происходящего. Мы все разные, у нас у каждого своя точка зрения, которая и интересует меня. Эта будет открытая рефлексия (не самобичевание!) МОИХ конкурсных заданий (теперь уже дважды лауреата профессионального конкурса "Учитель года Краснодара"). 
Возможно, эта статья будет полезна будущим конкурсантам "Волны -2017..."



 День первый. Самопредставление "Мой профессиональный стандарт" 

Передо мной стоял один вопрос: как научность поместить в рамку творчества? И очень рада, что в этот момент ко мне в руки попала книга Михаила Казиника "Тайны гениев". 
 Пришла идея о Золотом сечении, а дальше дело за личными ассоциациями. Рецепт успешного выступления на сцене. Он существует? Да! Все должно быть подчинено основной мысли. Музыка и зрительный ряд должны сопровождать слово. Я тяготела в этот момент к лирике, хотелось чего-то воздушного и прозрачного. Скрипка. Стихи. Золотое сечение.Свеча. Смотрим фрагмент того, что получилось.





Точно знаю замечания заместителя директора по организационно-воспитательной работе МЭЦ г. Краснодар. Любовь Анатольевна отметила, что я была излишне эмоциональна, о верных вещах говорила не слишком утвердительно, много лирики и блуждающего взгляда. Пересмотрела. Подумала. Нашла одно оправдание: нервы, переживание. Как-то странно, но я всегда не уверена в себе. 
Есть еще одно мнение (моя коллега): "Закрутила, вряд ли тебя поняли. Надо было с танцем и песней"... Подумала, а как же тогда глубина, содержание?! 


А дальше был тест "Согласно федеральному закону...". Эх, то ли память подводит, то ли ... но два вопроса (вот какие не знаю, а очень хотелось бы) остались без верного ответа. В подготовке к этому этапу помогла лекция Федора Ивановича Ваховского. Мой мозг сначала сопротивлялся принимать всю информацию,но со словами "необходимо жить в правовом поле" я взяла себя в руки. Добавила к лекции "Закон об Образовании" и книгу Е.А.Ямбурга "Школа и ее окрестности" (советую всем!) 

 День второй. Его величество УРОК и самоанализ.

Самый ответственный, на мой взгляд, этап конкурса. Здесь нельзя ошибаться! Первая задача: определить класс и тему. Выигрышно смотрятся старшеклассники в таких конкурсах (это сугубо мое личное мнение). Поэтому я определилась с 10 классом, в котором изучали в это время Достоевского Ф.М. 
Вторая задача: продумать урок, не забыть про номинацию. Было много мыслей... Как-то у меня молодой учитель (будучи на одном из открытых уроков) спросила: "Откуда Вы берете идеи"? Ответ был прост: "Смотрю, читаю, фантазирую... просто хочу дарить свои уроки детям" 
 40 минут я построила по советам гуманной педагогики. Урок ( к сожалению) и его разработку не смогу сейчас опубликовать, так как есть НА НЕГО ЕЩЕ ПЛАНЫ. Но фрагменты готова обсудить (особенно с теми, кто присутствовал в аудитории).
Интригой до урока стала оградительная лента, перешагнут или нет? А ведь главную роль по сценарию я отвела ленте после окончания урока. Перешагнут или нет?! 
Кто сказал, что дети должны сидеть в затылок друг другу? Не видно глаз, эмоций. У меня не было групповой работы на уроке, поэтому поставила парты буквой "П".
Коллега-конкурсант после посещения открытого занятия произнесла: "Надо же...даже свой наряд подобрали в тон картины!" (на одном из этапов урока ребятам была предложена картина Казимира Малевича "Черный квадрат").  Я уверена, что на уроке должно все РАБОТАТЬ: от внешнего вида учителя, от цвета мела, от парт, от простого ЗДРАВСТВУЙТЕ до УРОК ЗАКОНЧЕН. 
Мне очень повезло с учениками 10 "А" класса гимназии №3. Влюбилась в них еще в первый день, когда они танцевали кадриль. Возможно, найдутся из них желающие продолжить наш фейерверк сторителлинга, буду рада. 



Самоанализ остался за кадром, но построила я его по схеме и советам Т.А.Ваховской (Спасибо, 40 из 40 я забрала!) 



День третий. Воспитательное мероприятие-экспромт и родительское собрание. 

Показать себя как классный руководитель необходимо в этот день. 
Всегда существует проблема того, как начать. Нравится мне прием "Слово ДНЯ" (нашла его у Е.Ямбурга), решила поделиться им с коллегами. Я убеждена, что каждый классный руководитель должен быть хорошим психологом, поэтому притча непросто прочитана, а проиграна, тренинг не ради красного словца, а на перспективу. За 15 минут раскрыть тему - вот самая сложная задача. Смотрим, что получилось. 

Поделила свое мероприятие на три части: тренинг - обсуждение фильма - дебаты. Да-да. Не успела я завершить, срезала сама себя. Как бы и точку поставила, но самой не хватило "дожать" тему.

 Родительское собрание - самое опасное место в конкурсе, так как "родители" провоцируют ситуации, ведут Вас на конфликт. Быть откровенной, в жизни такого нет. Или мне чудесным образом везет, потому что окружают воспитанные и интеллигентные семьи. 
Если тетрадь в линейку, то писать иначе нельзя? Мне кажется, необходимо менять стереотипы, новые Стандарты - новое мышление. Мне хотелось изменить форму (конкурс для этого и существует? Предлагать, внедрять, учиться). Почему бы родителям не познакомиться с теми ИКТ, которые их дети осваивают на уроках? Интерактивная система мониторинга "Votum"сейчас пользуется большим спросом. Через такую систему и предложила я родителям определить успешность нашего коллектива в воспитании своих детей. Правда, обескуражил всех (в том числе и меня!) результат общей работы -  39 %. 7 вопросов от педиатра Леонарда Сакса звучали так: 
1. Знают ли мои дети о том, что я их люблю? 
2. Поступаю ли я как родитель? 
3. В курсе ли я отношения моих детей к гаджетам?
4. Получают ли мои дети все мое внимание? 
5. Хвалю ли я своих детей за то, что стоит похвалы? 
6. Демонстрирую ли я здоровое отношение к деньгам? 
7. Позволяю ли я им быть детьми?


Родительское собрание в конкурсе - фрагмент реального собрания, это 10 минут тематического общения! И меня шокирует вопрос от "Родителей" на сцене: "Я пришла, чтобы узнать отметки?" А дневник, в котором они выставлены Вы не смотрели? Неужели мамы и папы, которые доверили своего ребенка Учителю, настолько его не уважают, что не могут выслушать?! 
Небольшое отступление для присутствующих в тот день на сцене... Надеюсь, дорогие "родители", письма не лежат пустыми в Ваших блокнотах. Вы играли роль 10 минут, а я старалась достучаться до Вас настоящих. 

День четвертый. Мастер-класс. Пресс-конференция. Нобелевская лекция. 

Мастер-класс. Иногда нам кажется, что мы несем что-то новое и необычное, а оказывается, "велосипед уже изобрели и катаются на нем давным-давно"... 
Я искала в своей работе прием, который увлек бы присутствующих в зале, так же, как моих учеников на уроке, заинтересовал учителей разных специальностей, остановилась "на музыкальных шкатулках". Музыка и фантазия, на мой взгляд, творят чудеса. Попробуйте, например, прослушать песни и найти орфоэпические ошибки шкатулка 1 
 или определить композицию для союза, частицы и предлога шкатулка 2

Наступает новый этап конкурса. И все сначала. Два конкурсных задания, которые решают судьбу каждого. Ты был первым три дня, а можешь стать пятым за 30 минут. ГДЕ и В ЧЕМ содержалась ошибка не узнает никто. Что-то в этой системе хромает. Но в чужой монастырь со свои уставом не ходят, поэтому просто принимаем правила серьезной и взрослой игры. 

Пресс-конференция - это нечто, что передать через монитор невозможно. Необходимо лишить себя зоны комфорта, чтобы просто приблизиться к ощущениям. Мое состояние? Опустошение. 
Поэтому все надежды я возлагала на Нобелевскую лекцию, которую создала на одном дыхании. Я искала проблему, которая звучит редко, потому что практически не решается никак. Мне хотелось достучаться до каждого. И я не против молодых специалистов в наших школах! Я говорила о том, что их не хватает или приходят случайно в образование. Есть мнение, что в моей работе не хватило социального оптимизма, создала атмосферу страха и безысходности. Как жаль, что кто-то не смог понять, что многое в жизни зависит от нас, что социальный оптимизм находится в наших руках, а не в словах Президента или депутатов... Если одному ученику на школьном пути встретятся хотя бы три творческих, знающих Профессионала, уверена в высоком качестве нашего образования. 


Теперь в моем жизненном багаже остались потрясающие и меняющие меня лекции Татьяны Адольфовны Ваховской (все приходит со временем), прочитанные книги, статьи, просмотренные фильмы, ролики, опыт публичных выступлений и много различных компетенций. 

Весь этот конкурс рядом со мной были люди, с которыми мы жили одной жизнью 4 дня. Светлана Борисовна и Ирина Николаевна, вы даже не представляете, как я благодарна своей судьбе, что в ней есть ВЫ. Рядом были коллеги, которые бросали все и мчались мне на помощь, чтобы реализовать мои фантазии, чтобы просто добрым словом и взглядом поддержать. Рядом были мои ученики, которые словом и делом помогали. СПАСИБО ВАМ. Я знаю, что многие верили в меня... НО если что-то нам дается, то чего-то мы лишаемся. Все, что рядом со мною сейчас, мне очень дорого. 
Вчера прозвучала фраза: "А что же с твоей мечтой?" В ответ я просто улыбнулась... 



8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    Любой конкурс - это опыт, это стремление, а иначе зачем??? У Вас был не только интересный опыт, плодотворный, но и замечательные помощники и соратники, которые были рядом, это дорогого стоит! Ваш опыт, опубликованный в блоге, несомненно будет очень полезен и важен будущим поколениям участников!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна. Рада Вас видеть и слышать у себя в блоге. Согласна с Вами. Хочется верить, что приобретенный мною опыт поможет другим быть лучше, избежать моих ошибок.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    Прочитала статью и вновь волна конкурсных эмоций заполнила всю душу.Но Вы, Ольга Александровна, просили без эмоций.Попробую. Мои риторические вопросы в большей степени адресованы к коллегам по Цеху, нежели к конкурсантам (знаю, коллеги часто бывают на этих страницах). Его величество Урок (именно так, с большой буквы), в совокупности с самоанализом - вот показатель профессионального мастерства для меня! Конкурсный урок Ольги Александровны получил заоблачные баллы предметного жюри (129,2(из130)+ 40(из40)=169,2). Но почему же приз "Урок XXI века" ушел в другие руки (124,8+38,2=163)? Повод усомниться в компетентности предметного жюри или "что-то не так в консерватории"? Прошу понять меня правильно. Вопрос не в обиде, не в выяснении отношений, вопрос в работе над ошибками... Я присутствовала на обоих уроках... Они совершенно РАЗНЫЕ. Призовой урок - глубокий, интересный,актуальный ("Холодная война"), но традиционный. Урок Ольги Александровны - НОВЫЙ! Новый в подаче материала, новый в приемах, новый в понимании глубины темы. "Выбор"! У Раскольникова он был, а у нас? Каков выбор критериев для урока XXI века? Коллеги, очень хочется конструктивного разговора, без фарисейства.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ... начну с паузы. Здравствуйте. Во-первых, СПАСИБО за высокую оценку, за переживания и совместное осмысление. Во-вторых, что есть конкурс? Это соревнование? Нет. Это столкновение профессионализма, оценивает которое компетентное жюри. При этом все понимают субъективность всех оценок. Победа в таких конкурсах - формула удачи, математическое выражение которой выглядит так: "У=Х+З+С", где У - это, собственно, удача, Х - характеристика личности (в том числе и умение ладить с окружающими, психологическая гибкость и жизненная позиция), 3 - здоровье, денежные накопления, наличие друзей, а С - самоуважение и чувство юмора (по материалам "КП" от 19.04.2007) ;))

      Удалить
  3. Ольга Александровна,здравствуйте! Мне надо было взять паузу,дабы те самые эмоции в душе привести в равновесие. Не совсем уж получается,но попробую.Что можно поставить в "упрёк" конкурсанту? Нечеловеческую усталость,когда на сон остаётся час-два? Это я увидела на пресс-конференции.Но на профессионализме никак не сказалось! На уроке не была,но видела детей,уходящих после урока счастливыми,да застала количество желающих присутствовать на уроке.А поскольку я в жюри вот уже десять лет, то смею утверждать,что так масштабно посещаются уроки сильных конкурсантов,личностей!Ознакомилась с визиткой.Да...эмоционально,но равнодушный учитель-статист..место ли ему среди детей? Работа с десятым классом на сцене. Занковская методика "от ученика"-отличное,грамотное начало,в котором,как в калейдоскопе, сложились все составляющие пятнадцатиминутного мероприятия, в котором я не нахожу недостатков.И снова настроение, с которым дети покидали зал! Нобелевская лекция.. Тема не нова, но ранее в конкурсе подобного ранга никто не брал на себя смелость её взять за основу конкурсного дня.Всё остальное в исполнении ваших многоуважаемых коллег я слышала.На закрытие не поехала.Хотела.Но настроение, как ниоткуда ставшим плохим,не оставляло ощущение безысходности.Пусть будет так, как случилось.Пройдёт время, вы что-то сами отыщите в себе,но,честное слово,моя объективная оценка-не вижу промахов,недосказанности,оборванности мысли или незавершённого действа,слова.
    Поймёт конкурсанта тот,кто в эту реку заходил и получил шанс стать выше,опытнее,мудрее, а значит,прожил этот период ещё раз.
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Анатольевна, Елена Анатольевна (тут определенная и индивидуальная нотка моей интонации ;)) Когда готовилась к воспитательному мероприятию ("Все ли можно простить?"), набрела на замечательную притчу про души, вот её начало: Сидя за круглым столом, души выбирали свой следующий урок. Тут встала смелая и сильная душа:
      - В этот раз я иду на Землю, чтобы научиться прощать. Кто поможет мне в этом?
      Души с сочувствием и даже немного испуганно заговорили:
      - Это один из самых сложных уроков… Ты можешь за одну жизнь не справиться… Ты так будешь страдать… Нам так тебя жаль… Но мы тебя любим и будем помогать…
      Одна душа сказала: «Я готова быть рядом с тобой на Земле и помочь тебе. Я стану твоим мужем, в нашей семейной жизни многие проблемы будут по моей вине, а ты будешь учиться меня прощать».
      Вторая душа вздохнула: «А я могу стать одним из твоих родителей, обеспечить тебе тяжелое детство, затем вмешиваться в твою жизнь и препятствовать в делах, а ты будешь учиться меня прощать».
      Третья душа произнесла: «А я стану одним из твоих школьных учителей, и часто буду относиться к тебе несправедливо и высокомерно, чтобы ты могла учиться испытывать чувство прощения»...Многие события не случайны, а каждый человек появляется в нашей жизни именно тогда, когда мы больше всего нуждаемся в уроке, который он с собой несет… Второй раз Конкурс дарит мне жизненный урок, меняет мои стереотипы. Всего лишь за четыре дня происходит великолепная "ОГРАНКА моей души".
      СПАСИБО за открытый диалог. Ваша точка зрения-высокая оценка моей работы. НО до совершенства еще так далеко. Второй месяц пытаюсь осознать: почему тестовые задания выявили во мне "кондового традиционалиста"?

      Удалить
  4. 1. У победителя конкурса уже был опыт участия в региональном и Всероссийском этапе. Она была финалистом всероссийского конкурса УЧИТЕЛЬ ГОДА. А Краснодар- никогда. Вероятнее всего потому и выбрали. Как только она прошла в финал в городе, ваша участь и всех остальных была предрешена. От вас уже ничего не зависело.
    2. Слишком много на конкурсе было (своими глазами видела) учителей из сош 35 и их друзей. Они и создавали ажиотаж.
    3. Слышала, как после вашего урока обсуждали, что это самый лучший урок, виденный членами жюри. А русоведы уроков повидали много.
    4. Только не расстраиваться, двигаться дальше, пусть время всё расставит по своим местам. Но вы явно и намного выросли с прошлого конкурса. У вас даже речь другая была, тембр, тон. Слушала "Нобелевскую лекцию" и наслаждалась. Спасибо вам! Всё, что тут написано, личное мнение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Знакомая Незнакомка. Попробую конструктивно, соответствуя Вашему стилю...
      1. Победитель Конкурса-2016 - сильный соперник. Я от всей души (без фарисейства) желаю ей ПОБЕДЫ. Возможно, что специальный приз "За настойчивость в достижении цели" Селезнева Г.Н. ждет именно Краснодарского Победителя. А вот Краснодар был в финале Всероссийского конкурса в 2007 году вместе с Ковтун Г.В.,а в 2009 году - с Балагуровой Н.Ю.
      2. Воспользовались бы другие такой поддержкой? (Скорее ДА, чем НЕТ). Все ли средства хороши для достижения цели? (Все зависит от нравственных ценностей каждого).
      3. "Урок - взрыв", - произнесла после одна из коллег. А я подумала, если присутствующие на уроке учителя завтра в классе будут применять увиденные формы, а учащимся в жизни пригодятся полученные знания, то Урок 100 % получился.
      4. Я рада, что своим присутствием в конкурсе доставила хоть кому-то наслаждение :)) А если серьезно, "все проходит - и печаль и радость". СПАСИБО Вам за добрые слова, за поддержку.

      Удалить